История

Остров Бали

Остров Бали – одно из самых уникальных мест на планете.  Его история, где мифы и реальность переплетаются, создавая поистине неповторимую атмосферу чуда. Порой просто невозможно отделить вымысел от правды, легенду от реальной истории. Коренные жители острова совсем не склонны копаться и выискивать разницу между вымыслом и реальностью, для них это - единое целое.

Корни самой значительной из легенд Бали уходят в древнеиндийский эпос «Рамаяна», согласно которому бог Рама вступил в битву с демоном, похитившим его жену Ситу. На помощь божеству пришло обезьянье войско под предводительством полководца Ханумана. Небесам стало жарко от этой битвы и часть воинов-обезьян с высоты небес рухнуло на землю. Землей этой оказался благословенный остров Бали. С тех пор обезьяны стали священными животными, а их образ так или иначе обыгрывается во многих религиозных символах и изваяниях.

Первые письменные свидетельства истории острова Бали относятся к XIII веку. В этот период остров, населенный преимущественно выходцами из Китая, в следствии оккупации войском с соседнего острова Ява, попадает под протекторат империи Маджапахит. Маджапахит - государство, к тому времени, включающее в себя острова Суматра и Ява, с преимущественно индуистким населением.

В 15 веке в государстве Маджапахит вспыхивает мусульманское восстание и власти бегут на ближайший остров, которым, естественно, оказывается Бали. Бегство было хорошо организовано и власти империи смогли не только вывезти большинство ценностей, но и почти всех лучших ремесленников, художников, архитекторов и ваятелей. Практически вся элита общества бежала на Бали, превратив маленький клочок суши в небывалое сосредоточение всех достижений империи Маджапахит. Нынешнее своеобразие культуры острова основывается на этом Великом исходе. Состоялся, невиданный ранее, импорт культурного, религиозного и социального базиса общества.

Заслуживает внимания тот факт, что с 15 века, в жизни островитян ровным счетом ничего не изменилось. Строгая культурная и социальная само изоляция острова помогли донести до наших дней самобытность культуры и социального устройства в почти неизменном виде. Все аспекты культурной, религиозной и социальной жизни Бали являются, поистине, уникальным явлением и представляют несомненный интерес как для исследователей, так и для простых туристов.

Общество и культура


Социальный строй острова можно назвать так: просвещенная монархия с элементами социализма. Общее управление государством осуществлял король. Власть передавалась по наследству. Власть короля была сильно ограничена религиозной кастой - Брахманами или священниками. Кастовость общества была обусловлена индуисткими корнями его происхождения.
Существовало три касты:

Отношения между кастами всегда были предельно демократичными, нередки были межкастовые браки и, в отличии от Индии, не считались чем-то предосудительным или недопустимым. Жители проживали в отдельных образованиях - Банджарах. Банджар - территориално-социальное образование, где все жители были равны перед необходимостью трудиться на благо общества, а также перед возможностью делить результаты труда. От каждого по способностям, каждому по труду. Административное управление осуществлял выборный глава - Kepala. Немощные или нетрудоспособные члены банджара всегда могли рассчитывать на помощь всех членов и всегда ее получали. Подобная организация общества, едва ли не впервые в истории, появилась на Бали. 

  1. С началом эпохи колонизации Бали становится объектом пристального внимания со стороны всех искателей новых земель. Первыми в этом преуспели голландцы. До конца 19 века колонизация имела мягкий, не репрессивный характер. Пришельцев интересовали только торговые отношения, в которых специи менялись на металл и прочиие изделия европейских мастеров. Подобного рода колонизация не несла особого ущерба для культуры Бали и являлась довольно удобным способом оптимизировать социальное устройство. 

  2. Так продолжалось вплоть до конца 19 века, когда Голландская военная эскадра подошла к острову и потребовала полной капитуляции и подчинения голландской короне. Балийцы отреагировали на это требование довольно своеобразно. Все мужчины острова, вооружившись кинжалами вышли на встречу боевому флоту и наотрез отказались сдаваться. Голландцы открыли огонь по людям и большинство островитян полегло, так и не вступив в битву. Выжившие покончили жизнь самоубийством. 

С большим сожалением можно отметить тот факт, что первая 20 века стала для Бали, как и для всей Индонезии, самым кровавым периодом истории. Череда смен власти, сопровождаемая кровавыми переворотами привели к значительному сокращению численности жителей острова. Уход голландцев после Второй Мировой Войны дал старт эпохе анархии и произвола.

Правители меняли друг друга, ввергая страну в нищету и разруху. Все сферы социальной жизни пришли в упадок. Эта болезнь роста независимой Индонезии закончилась с приходом к власти генерала Сухарто. Сухарто был диктатором, но, возможно, именно это стало определяющим фактором в строительстве новой страны. С приходом Сухарто Индонезия стала очень быстро превращаться в развитую страну. Наряду с ростом промышленности и социальным спокойствием стал возрождаться туризм. Бали сразу стал наиболее привлекательным местом для туристов. Уже в 70 годах отелей на Бали было едва ли не больше, чем на любом другом острове Индонезии. 

В наши дни остров, благодаря своей славе как одного из самых престижных мест для отдыха подвергся массированному нашествию инвесторов со всего мира. Красивейшие рисовые террасы застраиваются отелями и торговыми комплексами, во многом лишая остров своей ауры, которая формировалась веками простой, но изысканной жизни коренных жителей. К чести балийцев, они стараются всеми силами сохранять древний уклад жизни со всеми красивейшими ритуалами.

Социальное и культурное устройство их жизни почти не меняется, давая надежду на то, что эта уникальная культура устоит под мощным натиском про западной цивилизации.

Религия

Религиозный аспект жизни балийцев полность доминирует над всем. Автору этих строк посчастливилось поездить по миру и такого уровня религиозности видеть не приходилось. Один пример. Во время праздника Нияпи, жители устраивают религиозное ночное бдение. Проходит оно, как правило, на берегу океана. Технически - это молитва портяженностью в ночь. Представьте себе картину, когда жители вместе с детьми молятся на берегу, под проливным дождем и очень сильным ветром. Молитва продолжается 7-8 часов и никто не двигается с места до рассвета и при всем при этом, у всех просветленные, радостные лица.

Религия на Бали абсолютно уникальна. Формально - индуизм, но по сути - анемизм, или язычество. Пантеон богов полностью заимствован из индуизма, к этому добавлены поклонение духам и третьим сущностям и языческие ритуалы. Думаю, вы согласитесь, что нигде в мире не осталось ничего подобного.

Goa Gajah - Гоа Гаджа, в переводе с санскрита означает «Cлоновья пещера».

Существует много версий того, почему храм получил такое название. Одна из самых распространенных: храм назван в честь индуисткого бога Ганеш, изваяние которого красуется в одном из помещений храма. Версия эта слишком очевидная, посему рискнем предположить, что она не верна.

Храм был построен на рубеже 9 и 10 веков, а тогда на Бали жили преимущественно буддисты и, скорее всего храм построили они. В 15 веке, в начале заселения острова индуистами, храм потерял свою изначальную принадлежность и стал молельным домом для последователей Хинду. В то же время в храме появились изваяния индуисткого пантеона - Ганеш, Шива. Возможно, храм утерял свое изначальное название и приобрел новое, по названию реки, протекающей неподалеку или, опять таки, в честь бога Ганеш.

Архитектура храма, а он вырублен в скале, является еще одним доказательством его буддийской принадлежности. Индуисты всегда строили свои храмы на ровных площадках, создавая симметричные сооружения.

Над входом вырублено изваяние демона. Балийцы, склонные к мифологизации своего существования, наделили изваяние способностью «пожирать» все негативные проявления человеческой сущности, освобождая от них всех входящих в храм. Позитивисткая направленность мифов присуща анемизму, а он, как известно, стал базисом для возникновения новой религии, которую исповедуют балийцы. Вывод прост: храм этот никак нельзя отнести к какой бы то ни было религии целиком. Построен буддистами, индуисты населили его своими божествами, а балийцы мифологизировали.

  1. В храме можно найти несколько ниш, которые использовались, вероятно, как места для жилья или медитативных практик. Назначение двух резервуаров с водой, расположенных на восточной стороне храма напрашивается само собой - место омовения перед молитвой или медитацией. Построили из уже после 15 века, когда храм «обратился» в веру Хинду.

  2. В храме очень умиротворенная атмосфера, несмотря на толпы туристов. Гоа Гаджа, как и положено храму, настраивает на медитативное и очень спокойное состояние. Отличное место для ошалевших от беготни туристов, чтобы выдохнуть и немного углубиться в себя.

Одно из самых интересных мест на острове.