История

История

Остров Бали

Остров Бали – одно из самых уникальных мест на планете. Его история, где мифы и реальность переплетаются, создавая поистине неповторимую атмосферу чуда. Порой просто невозможно отделить вымысел от правды, легенду от реальной истории. Коренные жители острова совсем не склонны копаться и выискивать разницу между вымыслом и реальностью, для них это - единое целое.

Корни самой значительной из легенд Бали уходят в древнеиндийский эпос «Рамаяна», согласно которому бог Рама вступил в битву с демоном, похитившим его жену Ситу. На помощь божеству пришло обезьянье войско под предводительством полководца Ханумана. Небесам стало жарко от этой битвы и часть воинов-обезьян с высоты небес рухнуло на землю. Землей этой оказался благословенный остров Бали. С тех пор обезьяны стали священными животными, а их образ так или иначе обыгрывается во многих религиозных символах и изваяниях.

Первые письменные свидетельства истории острова Бали относятся к XIII веку. В этот период остров, населенный преимущественно выходцами из Китая, в следствии оккупации войском с соседнего острова Ява, попадает под протекторат империи Маджапахит. Маджапахит - государство, к тому времени, включающее в себя острова Суматра и Ява, с преимущественно индуистким населением.

В 15 веке в государстве Маджапахит вспыхивает мусульманское восстание и власти бегут на ближайший остров, которым, естественно, оказывается Бали. Бегство было хорошо организовано и власти империи смогли не только вывезти большинство ценностей, но и почти всех лучших ремесленников, художников, архитекторов и ваятелей. Практически вся элита общества бежала на Бали, превратив маленький клочок суши в небывалое сосредоточение всех достижений империи Маджапахит. Нынешнее своеобразие культуры острова основывается на этом Великом исходе. Состоялся, невиданный ранее, импорт культурного, религиозного и социального базиса общества.

Заслуживает внимания тот факт, что с 15 века, в жизни островитян ровным счетом ничего не изменилось. Строгая культурная и социальная само изоляция острова помогли донести до наших дней самобытность культуры и социального устройства в почти неизменном виде. Все аспекты культурной, религиозной и социальной жизни Бали являются, поистине, уникальным явлением и представляют несомненный интерес как для исследователей, так и для простых туристов.

Общество и культура

Социальный строй острова можно назвать так: просвещенная монархия с элементами социализма. Общее управление государством осуществлял король. Власть передавалась по наследству. Власть короля была сильно ограничена религиозной кастой - Брахманами или священниками. Кастовость общества была обусловлена индуисткими корнями его происхождения.
Существовало три касты:

  • Брахманы
  • Воины
  • Крестьяне

Отношения между кастами всегда были предельно демократичными, нередки были межкастовые браки и, в отличии от Индии, не считались чем-то предосудительным или недопустимым. Жители проживали в отдельных образованиях - Банджарах. Банджар - территориално-социальное образование, где все жители были равны перед необходимостью трудиться на благо общества, а также перед возможностью делить результаты труда. От каждого по способностям, каждому по труду. Административное управление осуществлял выборный глава - Kepala. Немощные или нетрудоспособные члены банджара всегда могли рассчитывать на помощь всех членов и всегда ее получали. Подобная организация общества, едва ли не впервые в истории, появилась на Бали.

  1. С началом эпохи колонизации Бали становится объектом пристального внимания со стороны всех искателей новых земель. Первыми в этом преуспели голландцы. До конца 19 века колонизация имела мягкий, не репрессивный характер. Пришельцев интересовали только торговые отношения, в которых специи менялись на металл и прочиие изделия европейских мастеров. Подобного рода колонизация не несла особого ущерба для культуры Бали и являлась довольно удобным способом оптимизировать социальное устройство.
  2. Так продолжалось вплоть до конца 19 века, когда Голландская военная эскадра подошла к острову и потребовала полной капитуляции и подчинения голландской короне. Балийцы отреагировали на это требование довольно своеобразно. Все мужчины острова, вооружившись кинжалами вышли на встречу боевому флоту и наотрез отказались сдаваться. Голландцы открыли огонь по людям и большинство островитян полегло, так и не вступив в битву. Выжившие покончили жизнь самоубийством.

С большим сожалением можно отметить тот факт, что первая 20 века стала для Бали, как и для всей Индонезии, самым кровавым периодом истории. Череда смен власти, сопровождаемая кровавыми переворотами привели к значительному сокращению численности жителей острова. Уход голландцев после Второй Мировой Войны дал старт эпохе анархии и произвола.

Правители меняли друг друга, ввергая страну в нищету и разруху. Все сферы социальной жизни пришли в упадок. Эта болезнь роста независимой Индонезии закончилась с приходом к власти генерала Сухарто. Сухарто был диктатором, но, возможно, именно это стало определяющим фактором в строительстве новой страны. С приходом Сухарто Индонезия стала очень быстро превращаться в развитую страну. Наряду с ростом промышленности и социальным спокойствием стал возрождаться туризм. Бали сразу стал наиболее привлекательным местом для туристов. Уже в 70 годах отелей на Бали было едва ли не больше, чем на любом другом острове Индонезии.

В наши дни остров, благодаря своей славе как одного из самых престижных мест для отдыха подвергся массированному нашествию инвесторов со всего мира. Красивейшие рисовые террасы застраиваются отелями и торговыми комплексами, во многом лишая остров своей ауры, которая формировалась веками простой, но изысканной жизни коренных жителей. К чести балийцев, они стараются всеми силами сохранять древний уклад жизни со всеми красивейшими ритуалами.

Социальное и культурное устройство их жизни почти не меняется, давая надежду на то, что эта уникальная культура устоит под мощным натиском про западной цивилизации.

Религия

Goa Gajah - Гоа Гаджа, в переводе с санскрита означает «Cлоновья пещера».

Существует много версий того, почему храм получил такое название. Одна из самых распространенных: храм назван в честь индуисткого бога Ганеш, изваяние которого красуется в одном из помещений храма. Версия эта слишком очевидная, посему рискнем предположить, что она не верна.

Храм был построен на рубеже 9 и 10 веков, а тогда на Бали жили преимущественно буддисты и, скорее всего храм построили они. В 15 веке, в начале заселения острова индуистами, храм потерял свою изначальную принадлежность и стал молельным домом для последователей Хинду. В то же время в храме появились изваяния индуисткого пантеона - Ганеш, Шива. Возможно, храм утерял свое изначальное название и приобрел новое, по названию реки, протекающей неподалеку или, опять таки, в честь бога <и>Ганеш.

Архитектура храма, а он вырублен в скале, является еще одним доказательством его буддийской принадлежности. Индуисты всегда строили свои храмы на ровных площадках, создавая симметричные сооружения.

Над входом вырублено изваяние демона. Балийцы, склонные к мифологизации своего существования, наделили изваяние способностью «пожирать» все негативные проявления человеческой сущности, освобождая от них всех входящих в храм. Позитивисткая направленность мифов присуща анемизму, а он, как известно, стал базисом для возникновения новой религии, которую исповедуют балийцы. Вывод прост: храм этот никак нельзя отнести к какой бы то ни было религии целиком. Построен буддистами, индуисты населили его своими божествами, а балийцы мифологизировали.

  1. В храме можно найти несколько ниш, которые использовались, вероятно, как места для жилья или медитативных практик. Назначение двух резервуаров с водой, расположенных на восточной стороне храма напрашивается само собой - место омовения перед молитвой или медитацией. Построили из уже после 15 века, когда храм «обратился» в веру Хинду.
  2. В храме очень умиротворенная атмосфера, несмотря на толпы туристов. Гоа Гаджа, как и положено храму, настраивает на медитативное и очень спокойное состояние. Отличное место для ошалевших от беготни туристов, чтобы выдохнуть и немного углубиться в себя.

Одно из самых интересных мест на острове.

Религиозный аспект жизни балийцев полность доминирует над всем. Автору этих строк посчастливилось поездить по миру и такого уровня религиозности видеть не приходилось. Один пример. Во время праздника Нияпи, жители устраивают религиозное ночное бдение. Проходит оно, как правило, на берегу океана. Технически - это молитва портяженностью в ночь. Представьте себе картину, когда жители вместе с детьми молятся на берегу, под проливным дождем и очень сильным ветром. Молитва продолжается 7-8 часов и никто не двигается с места до рассвета и при всем при этом, у всех просветленные, радостные лица.

Религия на Бали абсолютно уникальна. Формально - индуизм, но по сути - анемизм, или язычество. Пантеон богов полностью заимствован из индуизма, к этому добавлены поклонение духам и третьим сущностям и языческие ритуалы. Думаю, вы согласитесь, что нигде в мире не осталось ничего подобного.